Особенности русской воинской культуры

Нельзя рассматривать единоборства России, русский рукопашный бой отдельно от русской культуры в целом. Национальная культура, как единый организм, включает в себя и такие части как воинское искусство и культура.
Что же так выделяет нашу русскую воинскую культуру от аналогичных западных или европейских культур?

Знаковой особенностью является ее неприверженность к одной определенной социальной группе.
В других цивилизациях, находящихся за пределами нашей необъятной Родины воинская культура формировалась под контролем жрецов узкими группами профессиональных воинов в лице самураев, рыцарей, и была сокрыта от других членов общества системой особых посвящений, а в некоторых случаях и законодательно. Простонародье (например, японцы) не имело даже возможности иметь фамилии в отличие от высших слоев общества. Безусловно, народ невозможно было остановить в стремлении осваивать боевые искусства, поэтому, не имея хорошего качественного оружия, они пускали в ход орудия своего повседневного труда. Вот так и появились нунчаку, ча, чань, лянь и другие виды оружия из обычных сельскохозяйственных предметов труда, таких как лопата, вилы, цепи и т.д. Созданные стили единоборств, так же должны были отвечать условиям ведения боя крестьянами и потому были направлены не на длительное ведение сражения, а на нанесение одного мощного и сокрушительного удара, чаще группового. Подобные тренировки, не делали из крестьян профессионалов военного дела, но, возможно, давали определенный положительный результат. Всё же вряд ли можно всерьез относиться к подобным стилям как к лучшим достижениям иностранных воинских культур.
Культура воинов в российской цивилизации не была полностью ограничена в слое бояр, («бо-ярых», т.е. «очень энергичных», по другому предположению – «бой ар» — т.е. «боевой муж», «воин»), как бы этого не желала местная «верхушка». Наши предки воспитывались не только по социальным законам, но и по законам совести, влияние оказывала широта границ и отдаленность власти, что давало возможность стать настоящим воином и тому, кому это не положено по праву рождения. В тесной Европе можно плюнув через забор попасть в соседского мужика, поэтому воспитывались мужи Запада приучаясь терпению и ища компромиссное решение своих проблем, удовлетворенных удовлетворяясь духовными поисками в точно очерченном пространстве общественных норм. На Руси же доведенный до точки кипения мужик, бросая шапку оземь, снаряжался на поиск правды и красивой жизни подальше от власти куда-нибудь на Кубань, а то и в сибирскую тайгу. И там, обретя новый дом, начинал другую жизнь «по правде». Итоги воздействия подобных факторов неоднозначны, но исключительно так был сформирован в простом русском народе целый слой носителей национальной воинской культуры, от которого отвернулась местная «элита», донесший ее нам, своим потомкам.
Тупое копирование «национальной аристократии» в России смахивает на обезьянник, стремящийся не отстать от «иностранцев-сверхлюдей» — вопросы «зачем?», «каким образом?» ти «каковы последствия?», по всей видимости ими даже не задаются, «верхушка» увлечена активным глупым подражанием.
Благо своего народа даже стоит в тени унизительных подачек с той стороны границы («Ой, посмотри, какие клоуны!»), которые воспринимаются как манна небесная. Разрушенная традиционная национальная культура лежит на совести этих «аристократов», не важно по собственной воле или природной дури. национальная элита Японии не сдала собственной культуры даже под прямым военным давлением извне, не в пример нашим местным реформаторам, и сделала все (не без ошибок, конечно, ведь только Господь Бог наш способен творить премудрые блага) для сохранения независимости и самобытности своей региональной цивилизации.
Особо обращаю внимание тех «историков», апеллирующих к недостатку объема письменных источников по этой теме. Вот-де-скать в государстве имярек имеются летописи, трактаты, картины, рисунки, стихи, а значит, и дураку понятно, что воинского искусства там хоть отбавляй. Не то что в краю родном, где совсем недавно не только воинского искусства, но даже секса не было, и если бы не просвещающее влияние Востока (Запада — по вкусу), то даже и думать страшно, что бы с нами произошло. А численность населения или, скажем, военные победы, размер территории находятся в полном отсутствии внимания как косвенные и малозначимые. Только конечный результат способен дать объективную оценку правдивости информационных источников и степень исторически реального воинского искусства в сравнении с историческими соперниками. Ниже посчитал необходимым дать разъяснения по существу вопроса.
Общеизвестно, культуры подразделяют на традиционные (духовные) и на материально ориентированные (научно-технический прогресс, развитие технологий) по отношению к материальным ценностям, а по использованию письма — на письменные и бесписьменные (устная передача информации). В границах этого деления культура России была долгое время наиболее близка к традиционной бесписьменной, и правильное понимание этого дает понять многое.
Материально ориентированные культуры живут «жареными фактами», жаждут сенсаций, скандалов, чудес, которые, часто даже выдумывают. «Кто сегодня самых лучший? Кто способен нас научить правильно жить» — вот те вопросы, которым отводится ведущая роль.
Усомнившимся стоит просто открыть газету или посмотреть телевизор. Потоковое создание кумиров стало прекрасным бизнесом. Даже профессию придумали и название дали «фэйсмейкер». Совершенно не обязательно, чтобы формируемый в сознании общества образ был похож на реального человека, являющегося его носителем, а часто он ему просто противоположен.
Культуры , несущие традиционный уклад, сконцентрированы на Промысле Божием, как на истинном законе бытия, совершенно не стремясь объять огромнейшее число частных явлений. Смирение перед Богом и сила даются через ощущение гармоничного и величественного процесса творения и познание законов мироздания, Промысла Божия и не позволяет выставлять себя в качестве идола. Каждый стремится к адекватному отношению к истинной реальности путем самостановления, в противоположность к рекламному тиражированию своего имиджа для получения материальных благ.
Боевое искусство невозможно полно и четко описать в письменности, имеющей, безусловно благоприятное значение для многих сфер деятельности. Но любое боевое искусство несет в себе огромное множество разных тонкостей, которые надо обязательно почувствовать, т.к. умом понять нельзя. Поэтому роль печатного слова в подготовке воина-профессионала раздувать не нужно, подражая героям китайских фильмов, серьезно верящих в способность стать Мастером , обретя волшебный манускрипт, и ярым любителям, разучивающим комплексы кунг -фу (карате и т.д.) по статьям в журналах. Я не противник книг и учебных пособий, у них существует свое определенное место в образовательном процессе, но еще никто не сумел стать Велим Мастером путем лишь прочтения учебников по избранному виду спорта. Возможно, мне что-то и неизвестно.
Вот и выходит, что одни всей деревней ходят за Великим Учителем, тщательно записывая доскональную биографию и книги цитат Мастера, а другие удар в оглоблю ладонью, останавливающий мчащуюся тройку лошадей, и достойном внимания событием совершенно не считают.